Фильтр по регионам
Участники операции
Яндекс.Метрика
Обзор c 24 по 30 июня 2017 года

08.09.2017

28 июня 1996 года на сессии Верховной Рады была принята Конституция Украины. Как высший законодательный акт она определила базовые принципы организации высших органов государства и местного самоуправления, их взаимоотношения и компетенцию, а также права, свободы и обязанности человека и гражданина. Документ содержал 15 разделов и 161 статью. Украина провозглашалась президентско-парламентской республикой. Кабинет Министров, согласно первой Конституции назначался президентом по предложению премьера. Главу правительства также назначал президент с согласия парламента. На всеукраинском референдуме, к сожалению, Конституция Украины не принималась. Вряд ли можно с уверенностью сказать, что этот документ полностью отображал интересы граждан, проживающих на территории Украины. Каждый президент Украины вносил свои изменения в Конституцию, писав, таким образом, главный Закон государства под себя. Но при этом все изменения не соответствовали запросам общества, а иногда даже противоречили им, отсутствовала единая безальтернативная трактовка всех норм. Первым внести изменения в Конституцию инициировал Леонид Кучма в 2000 году с помощью всенародного референдума. На голосование вынесли вопрос о введении двухпалатного парламента, право президента распускать парламент, уменьшение количества депутатов с 450 до 300 и лишения депутатов неприкосновенности. Но ни одно из предложений так и не нашло достаточного количества голосов избирателей. И после этого для изменений Конституции никогда не использовался референдум в качестве единственного механизма, подтверждающего прямое народное волеизъявление. В 2004 во время первого Майдана Леонид Кучма решился на переголосование при условии принятия Конституционной реформы. В результате Украина изменила форму правления с президентско-парламентской на парламентско-президентскую. Также реформа продлила срок полномочий депутатов Рады с 4 до 5 лет. Однако полноценной Конституционной реформы в стране так и не случилось. В 2010 депутаты в парламенте отправили в Конституционный суд запрос с просьбой пересмотреть Конституционные реформы 2004. Тогда суд отменил действия Конституции-2004 и вернул Конституцию-1996. Так Украина снова вернулась к президентско-парламентской республике. В 2014 после государственного переворота нелегитимная новая власть решила отменить решение Конституционного суда, не смотря на то, что это было проявлением полной узурпации и прямым нарушением Конституции. 21 февраля Рада приняла закон о внесении изменений в Конституцию, которые «возвращают» в нее положения от 2004. В 2015новый «гарант Конституции» Петр Порошенко пообещал провести децентрализацию, которая предусматривала бы внесение изменений в Конституцию. Однако он заверил, что переписывать Конституцию ради изменения формы правления не будет. По его словам, изменения в Конституции должны «иметь точечный характер», а парламентско-президентская форма правления должна оставаться. Статья 68 Конституции Украины гласит, что каждый обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Украины и законы Украины, однако вооруженная агрессия против жителей Донбасса в течение трех лет подтверждает обратное. С целью урегулирования вооруженного конфликта был подписан Комплекс Мер по выполнению Минских соглашений. Так 11 пункт предписывает проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Минские Соглашения предусматривают создание Закона, который бы регламентировал и защищал права русскоязычного Донбасса, но украинские власти по-прежнему жонглируют понятиями, уходя от выполнения договоренностей. Так в Конституцию Украины вносятся все новые и новые поправки, подаются проекты о защите прав крымско-татарского населения, а права жителей Донбасса так и остаются без внимания. А сами жители постоянно находятся под огнем украинской артиллерии. Права человека в Донецкой Народной Республике патронируются Уполномоченным по правам человека и его Аппаратом. Граждане могут оформить обращение к омбудсмену любыми удобными для них способами, так большую долю по-прежнему занимают устные обращения, которые поступают в ходе личной встречи с Уполномоченным, а также руководителями Аппарата, в процессе обращения в отдел по работе с обращениями граждан Аппарата Уполномоченного, по телефонам «горячей линии», через веб-приемную сайта омбудсмена. Есть возможность обратиться с письменной жалобой, которую можно подать как лично, так и по электронной почте. C начала 2017 года в адрес Главного правозащитника Республики поступило 3033 обращения. В период работы c 24 по 30 июня 2017 года 45 человек посетили личный прием Уполномоченного, 40 поступивших заявлений было принято отделом по работе с обращениями граждан, 63 звонка поступило по телефонам «горячей линии». По электронной почте Аппарата Уполномоченного пришло 24 электронных обращения, а также 9 письменных обращений было принято к рассмотрению, 18 – рассмотрено из ранее поступивших обращений, 32 гражданам Республики была предоставлена юридическая консультация. Все поступающие обращения можно разделить на 4 категории: нарушения в сфере уголовного права – 176 обращений, нарушения в сфере гражданского права – 314 обращений, административно-правовые нарушения в адрес граждан ДНР – 2 обращения, вопросы социального и гуманитарного характера – 2541 обращение (диаграмма 1).


Из всей входящей корреспонденции, которая поступает в адрес Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике, наиболее актуальной остается та, которая связанна с вопросами реализации социальных прав граждан и нарушением этих прав. К этому перечню относятся вопросы: о выплате пенсий и социальных пособий – 364 обращений; предоставление жилья для временного проживания – 327 обращений; порядок обращения и оформления документов в случае разрушения жилья – 59 обращений; получение гуманитарной помощи – 139 обращений; трудоустройство – 121 обращение; оформление документов и выезда на территорию других государств – 8 обращений; поиск пропавших без вести – 101 обращение; утрата документов, удостоверяющих личность – 255 обращений; жилищно-коммунальные вопросы – 151 обращение; получение временной прописки – 159 обращений; другие вопросы социально–гуманитарного характера – 857 обращений (диаграмма 2).


По территориальной принадлежности наибольшее количество жалоб и обращений традиционно поступает из г. Донецка (Диаграмма 3).


Статистика и анализ разрушенных объектов инфраструктуры Целенаправленные обстрелы украинских силовиков, влекущие за собой разрушения частной собственности и объектов инфраструктуры, – вот ежедневная реальность прифронтовых районов Донецкой Народной Республики. По состоянию на 22 июня 2017 года вследствие военных действий в регионе было частично повреждено (разрушено) более 11375 объектов инфраструктуры. В г. Донецке разрушено более 6825 объектов, в г. Дебальцево – 268 ед., в г. Горловке – 526 ед., в г. Докучаевске – 91 ед., в г. Енакиево – 309 ед., в г. Ждановке – 91 ед., в г. Кировское – 75 ед., в г. Макеевке – 1111 объектов, в г. Снежное – 54 ед., в г. Торезе – 118 ед., в г. Харцызске – 750 ед., в г. Шахтерске – 75 ед., в г. Ясиноватая – 577 ед., в Амвросиевском районе – 278 ед., в Волновахском районе – 3 ед., в Марьинском районе – 24 ед., в Новоазовском районе – 17 ед., в Старобешевском районе – 57 ед., в Тельмановском районе – 93 ед., в Шахтерском районе – 33 ед.. В разрезе отраслей разрушено: — 6236 жилых домов; — 769 линий электропередач и пунктов распределения электроэнергии; — 175 объектов теплоснабжения; — 46 объектов водоснабжения; — 2669 объектов газоснабжения; — 14 объектов в сфере водоотведения и канализационного хозяйства; — 102 объекта здравоохранения; — 512 объектов общеобразовательных учебных заведений (школы и детские сады); — 59 объектов профессионально — технических учебных заведений; — 62 объекта высших учебных заведений; — 26 объектов в сфере физической культуры и спорта; — 54 объекта учреждений культуры; — 240 объектов дорожно-транспортной инфраструктуры; — 59 объектов промышленного производства; — 89 объектов торговых предприятий; — 263 объекта других сфер. Согласно официальным данным по состоянию на 06 июня 2017 года в Донецкой Народной Республике из 2813 ед. поврежденных государственной и коммунальной форм собственности объектов восстановлено – 530 ед., 2283 ед. – осталось восстановить. Учет смертности, полученных ранений мирных жителей и военнослужащих в результате боевых действий на территории Донецкой Народной Республики Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике почти ежедневно фиксирует нарушение украинской стороной базовых прав жителей Донбасса: право на жизнь, на безопасность личности, право на неприкосновенность жилища. 23 июня в результате обстрела вооруженными силами Украины г.Докучаевск пулевое ранение верхней трети бедра правой ноги получила гражданская женщина 1963 года рождения. В результате вооруженных провокаций украинских силовиков в поселке Коминтерново Новоазовского района слепое осколочное ранение тазовой области справа получил военнослужащий Республики 1978 года рождения. 25 июня в результате артиллерийского обстрела в районе Авдеевской промзоны осколочное ранение верхней губы, проникающее в полость рта. Инородное тело (пуля) в мягких тканях верхней губы у гражданского мужчины 30 лет. 26 июня в результате боевых действий под селом Васильевка Ясиноватского района огнестрельное ранение навылет левого запястья получил военнослужащий Республики 1993 года рождения 27 июня в результате боевых действий в районе города Ясиноватая минно-взрывные травмы получили военнослужащие Республики 1977, 1976, 1985 года рождения. Также у 32 летнего защитника Республики получен ушиб грудной клетки слева и сотрясение головного мозга. 28 июня в результате вооруженных провокаций украинских силовиков в районе города Дебальцево минно-взрывную травму, осколочное ранение правой голени получил военнослужащий Республики 28 лет. В результате боевых действий в районе села Широкино Новоазовского района минно-взрывную травму, перелом челюсти слева, перелом слуховой дуги получил военнослужащий Республики 1987 года рождения. В результате боевых действий под Ясиноватой минно-взрывные травмы получили семь защитников Республики, осколочное ранение получил военнослужащий Республики 31 года, еще один военнослужащий 1985 года рождения получил открытый перелом левой локтевой кисти. 29 июня в результате вооруженных провокаций украинских силовиков в районе города Ясиноватая минно-взрывную травму, проникающее ранение правой плевральной полости с повреждением правого легкого получил военнослужащий Республики 37 лет. С 23 по 29 июня 2017 года на территории Донецкой Народной Республики ранения различной степени тяжести в результате вооруженной агрессии со стороны Украины получили 20 человек, из них 18 военнослужащих Республики, 1 гражданская женщина, 1 гражданский мужчина. С 1 января по 29 июня 2017 года на территории Донецкой Народной Республики ранения различной степени тяжести получили 385 человек, среди которых 227 военнослужащих Республики и 158 мирных жителей, в том числе 9 детей в возрасте до 18 лет. С 23 по 29 июня 2017 года на территории Донецкой Народной Республики погибли 2 человека, среди которых 1 военнослужащий Республики, 1 гражданский мужчина. Так гражданский мужчина 1960 года рождения погиб 28 июня в результате обстрела пгт Старомихайловка Кировского района города Донецка. С 1 января по 29 июня 2017 года на территории Донецкой Народной Республики погибли 172 человека, среди которых 151 военнослужащий и 21 мирный житель, в том числе ребенок в возрасте до 18 лет. Уточним, что с начала вооруженного конфликта в Донецкой Народной Республике погибли 4461 человек, среди которых 604 женщины и 3857 мужчин, в том числе 75 детей в возрасте до 18 лет. В Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике продолжает поступать официально подтвержденная информация о лицах, которые получили ранения с начала конфликта. На данный момент эта информация обрабатывается и в дальнейшем будет включена в общую статистику пострадавших. Учет пленных и пропавших без вести военнослужащих и гражданского населения Украинская сторона продолжает брать в заложники сторонников Республик. Так 24 июня в районе трассы Бахмутской украинские силовики захватили в плен военнослужащих Луганской Народной Республики и применили противоправные действия, а именно пытки и истязания по отношению к защитникам Родины. При захвате в плен двоих военнослужащих Республики силовики зверски убили и еще четверых взяли в плен. В ходе судебно-медицинской экспертизы тел погибших военнослужащих Луганской Народной Республики, эксперт заключили, что меры физического воздействия к военнослужащим применялись непосредственно при захвате в плен и были прижизненными. Следовательно, можно констатировать, что в люди испытывали мучения и истязания во время причинения им телесных повреждений, которые в последствие повлекли за собой смерть. «К ним применялись пытки и истязания для того, чтобы получить определенного рода информацию, которая интересует украинскую сторону», — заявил советник юстиции ЛНР Леонид Ткаченко. На текущей неделе в Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике поступило 4 заявления о взятии в плен. Все задержания проводись в июне 2017 года. Так, мужчина 1951 года рождения был арестован в собственном доме в Красноармейском районе, мужчина 1947 года поехал получать пенсию на территорию, подконтрольную украинским властям, и был задержан сотрудниками СБУ в с. Гнутово, еще один мужчина был задержан на КПП «Новотроицкое». Также поступило 8 заявлений о пропаже без вести. 5 человек пропали в августе 2014 года во время боевых действий под г.Углегорск, 2 человека пропали в июне 2014 года во время боевых действий под г.Славянск, еще один мужчина пропал в январе 2015 года во время боевых действий под г. Авдеевка. По оперативным данным по состоянию на 30.06.2017 украинской стороной удерживается 684 человека, в том числе: — 419 человек, нахождение которых на украинской территории подтверждено. — 248 человек, информация по которым отсутствует или уточняется украинской стороной. Было установлено, что три человека были освобождены ранее и находятся на свободе, 2 человека погибли. В связи с отсутствием полных контактных данных, которые позволили бы установить нахождение конкретного лица на украинской территории, учитывая то, что судьбой данных лиц никто не интересуется более двух лет, 50 человек были перенесены в список лиц, без вести пропавших. — 17 человек, по которым подан запрос украинской стороне впервые. По состоянию на 30 июня 2017 года в списке лиц, пропавших без вести, числится 508 человек. Аппарат Уполномоченного по правам человека продолжает уточнять информацию о лицах, задержанных украинской стороной, статистические данные могут изменяться. В целях безопасности лиц, удерживаемых украинской стороной, Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике не придает огласке принадлежность к категориям: «военнослужащий», «задержанный по политическим мотивам» или «гражданское лицо, не имеющее никакого отношения к конфликту». Учет вынужденных временных переселенцев Война, развязанная Украиной на территории Донбасса против собственного народа, больно ударила по сотням тысяч простых жителей, которые были вынуждены покинуть свои дома, чтобы сохранить жизнь. В условиях напряженной политической ситуации проблема вынужденных переселенцев остается одной из наиболее актуальных. Переселенцы вынуждены искать временное жилье и средства к существованию. Многие семьи вынужденных переселенцев имеют несовершеннолетних детей, при этом более трети семей составляют неполные или многодетные семьи. Также из числа вынужденных переселенцев значительную долю составляют лица пенсионного возраста и инвалиды. Семьи лишившегося привычного образа жизни и воспитывающие детей в крайне стесненных материальных условиях, при отсутствии постоянного место проживания, работы крайне уязвимы. Привыкнуть к другим условиям жизни сразу непросто. Как и в любой незнакомой обстановке необходимо время на адаптацию. Проблемы адаптации к новым условиям в первую очередь затрагивают детей вынужденно перемещенных лиц, причем если взрослые люди, несмотря на проблемы, могут осознать необходимость перемен и примириться с этим, то психика детей не выдерживает напора травмирующих ситуаций и напряженной обстановки в целом. Психологическую помощь вынужденным внутренним переселенцам оказывают психологи Аппарата Уполномоченного по правам человека в ДНР. Они проводят мероприятия, направленные на скорейшую адаптацию людей на новом месте, а также оказывают реабилитационную помощь. В Донецкой Народной Республике граждане, которые нуждаются в получении временного жилья, не лишены возможности обратиться в государственные учреждения Республики для получения направления на поселение в пункты временного размещения (ПВР). В Республике вопросами вынужденных временных переселенцев занимается непосредственно Аппарат Уполномоченного по правам человека. На сегодняшний день в ПВР АУПЧ проживает 1272 вынужденных переселенцев, в том числе 250 несовершеннолетних детей. С начала военного конфликта было выдано 5136 направлений на поселение в ПВР АУПЧ. Из них – 242 в 2017 году. Все ПВР АУПЧ находятся под пристальным вниманием Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике. Сотрудники Аппарата осуществляет еженедельный мониторинг ПВР с целью своевременного реагирование на различные нужды жителей. Аппарат делает все возможное, чтобы улучшить социально-бытовые условия людей, проживающих в ПВР. В период работы Аппарата с 24 по 30 июня 2017 года по вопросам вынужденных переселенцев обратились 25 человек, 5-м из которых были выданы направления на поселение в ПВР АУПЧ в г. Донецк. На данный момент имеется 1401 свободное место для поселения вынужденных временных переселенцев. Из них: в пунктах временного размещения по всей территории Донецкой Народной Республики (включая ПВР Аппарата Омбудсмена) – 1345 мест; мест в ПВР Аппарата Уполномоченного – 437; в жилом фонде ДНР – 56 мест. Напомним, что с начала военного конфликта вынужденными временными переселенцами в Донбассе зарегистрировано 7949 человек, в том числе 2067 детей в возрасте до 18 лет. На территории Республики открыто 68 пунктов временного размещения. Из них 57 функционируют, 11 остаются в резерве. В указанных ПВР проживает 2875 человек, в том числе 571 несовершеннолетний ребенок, 5074 человека проживают в жилом фонде ДНР, в том числе 1496 несовершеннолетних детей возрастом до 18 лет. Трудоустройство граждан Донецкой Народной Республики Неотъемлемым правом каждого человека, в том числе и людей с ограниченными возможностями, является право на труд. Предоставление рабочих мест для людей с ограниченными возможностями определяется комплексом многих факторов, но важнейшим из которых является именно государственная социальная политика. Необходимо понимать, что трудоустройство инвалидов – это связующие звено на пути построения цивилизованного и современного общества, где права людей обязаны быть равными. В Донецкой Народной Республике постановлением Совета Министров от 15.05.2015 года был принят закон «О социальной защите инвалидов», который определяет государственную политику в области социальной защиты людей с ограниченными возможностями. Данный закон регулирует права инвалидов и их обеспечение наравне с другими гражданами в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, которые прописаны в Конституции Донецкой Народной Республики, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами и иными нормативно правовыми актами Донецкой Народной Республики. Стоить отметить, что в Донецкой Народной Республике наметилась положительная динамика в вопросе трудоустройства инвалидов. Это обусловлено принятием постановления от 31 мая 2016 года «Об утверждении Порядка определения квоты для приема на работу инвалидов в Донецкой Народной Республике». Утвержденный Порядок определяет квоты для приема на работу инвалидов в Республике и определяет механизм установления квоты для приема на работу инвалидов на территории Донецкой Народной Республики. «Трудоустроен 221 инвалид. Это составляет 40% от стоящих на учете в центрах занятости. За это время в прошлом году было трудоустроено лишь 23% инвалидов, стоящих на учете в центрах занятости. Количество вакансий для этой категории населения насчитывает более 600 мест в целом по Республике», – отметила директор Республиканского центра занятости Министерства труда и социальной политики ДНР Тамара Козенко. В сфере трудоустройства главным органом ответственности за обеспечение населения рабочими местами является Республиканский центр занятости. По данным центра, по состоянию на 30.06.17 в единой базе данных центров занятости имелось 17,7 тыс. вакансий. По состоянию на 30 июня 2017 года состояло на учете в центрах занятости Республики 29,9 тыс. лиц, ищущих работу, из них: трудоустроены – 24,7 тыс. человек, в том числе на постоянную работу – 10,8 тыс. человек, на работы временного характера – 13,9 тыс. человек. Донецким центром профессионально-технического образования Республиканского центра занятости постоянно проводятся бесплатные семинары для населения для получения практических навыков: работы на персональных компьютерах; техники и механизации торговых расчетов (работа на кассовых аппаратах); работы в программе «1С: Бухгалтерия 8.2.»; основ предпринимательской деятельности; обработки и художественного оформления текстильных и швейных изделий и др. С начала 2017 года в таких семинарах приняли участие 219 человек.