Фильтр по регионам
Участники операции
Яндекс.Метрика
Обзор c 1 по 15 января 2016 года

08.02.2016

Прошедший         год       был довольно       противоречивым:         от         радостных переживаний до трагических событий. В ушедшем 2015 году Народным Советом    Донецкой    Народной      Республики был   принят  закон   «Об Уполномоченном по правам человека в ДНР» и на должность главного правозащитника Республики была назначена Дарья Морозова. Год работы нового Аппарата подтвердил, что главная задача, стоящая перед нашим правозащитным органом, остается прежней, – дать людям уверенность в том, что  права  и    свободы     человека   непоколебимы,   и они не только провозглашаются, но и гарантируются государством и находятся под его надежной защитой.

2016 год – новый этап в истории Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике и его Аппарата. Реализуя основные задачи деятельности Уполномоченного в части обеспечения гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина, содействия восстановлению нарушенных прав и  свобод  человека  и    гражданина    на   территории  Донецкой  Народной Республики, осуществляется прием и рассмотрение устных и письменных, индивидуальных и коллективных обращений граждан о нарушениях их прав и свобод в различных сферах жизнедеятельности. Работа с обращениями граждан    —    является  определяющим звеном  во всей   деятельности Уполномоченного  и    его   Аппарата. Одновременно  данное направление является и наиболее трудоемким в повседневной деятельности, поскольку порой требует приложения значительных усилий воли и затрат времени.

В период с 1 по 15 января 2016 года в Аппарат Уполномоченного по правам человека поступило 187 обращений, содержащих как письменные, так и  устные  жалобы.  В  Аппарате  Уполномоченного  по-прежнему  работают «горячие линии», куда жители Республики могут обратиться со своими вопросами. В отчетный период по телефонам «горячей линии» было принято

89 звонков, из них 34 звонков по пропавшим без вести, 55 звонков по общим вопросам нарушения прав человека. В общественную приемную Аппарата Уполномоченного обратилось 39 жителей региона, 17 человек посетили личный прием омбудсмена. Электронная почта Аппарата является  связующим звеном между омбудсменом и людьми из разных точек мира. В отчетный период принято 7 электронных обращений. В юридический отдел Аппарата Уполномоченного с начала 2016 года поступило 9 письменных обращений и 26 гражданам была предоставлена консультация специалистами отдела.

Все поступающие вопросы в Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР можно разделить на 4 основные категории

1.     нарушение в сфере уголовного права;

2.     нарушение в сфере гражданского права;

3.     административно-правовые нарушения в отношении граждан;

4.     вопросы социального и гуманитарного характера.


Каждое обращение Уполномоченным и сотрудниками Аппарата Уполномоченного рассматривается с должным вниманием, и вопросы, поставленные в обращении, разрешаются положительно, либо заявителю даются конкретные рекомендации по выходу из сложившейся ситуации.

Основные жалобы, поступающие в Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР это вопросы социального и гуманитарного характера Вопросы социальных выплат и получения гуманитарной помощи – это ежедневные вопросы, с которыми сталкиваются сотрудники Аппарата.

География обращений в адрес Уполномоченного разнообразна. Люди обращаются не только граждане Донецкой Народной Республике, но и граждане Украины. За отчетный период в Аппарат Уполномоченного по правам человека обратилось 14 человек с оккупированной стороны.

Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике ведет еженедельную статистику разрушенных объектов инфраструктуры, учет смертности и полученных ранений мирных жителей и военнослужащих в результате боевых действий на территории Донецкой Народной Республики, учет пленных и пропавших без вести  военнослужащих и гражданского населения, учет вынужденных переселенцев, а также трудоустройство граждан Донецкой Народной Республики.

 

1.  Статистика и анализ разрушенных объектов инфраструктуры

 

От агрессии со стороны Украины пострадала вся Республика. Ведь сначала боевых действий мы наблюдали планомерное уничтожение объектов инфраструктуры.

По состоянию на 15 января 2016 года вследствие военных действий в регионе было частично повреждено (разрушено) более 10245 объектов инфраструктуры.

В г. Донецке разрушено более 6322 объектов, в г. Дебальцево – 208 ед., в г. Горловке – 347 ед., в г. Докучаевске – 46 ед., в г. Енакиево – 251 ед., в г. Ждановке – 91 ед., в г. Кировское – 24 ед., в г. Макеевке – более 1018  объектов, в г. Снежное – 49 ед., в г. Торезе 118 ед., в г. Харцызске – 705 ед., в г. Шахтерске – 71 ед., в г. Ясиноватая – 541 ед., в Амвросиевском районе – 265 ед., в Волновахском районе – 1 ед., в Марьинском районе – 24 ед., в Новоазовском районе – 5 ед., в Старобешевском районе – 45 ед., в Тельмановском районе – 90 ед., в Шахтерском районе – 24 ед..

 

В разрезе отраслей разрушено:

-   5720 жилых домов;

-   606 линий электропередач и пунктов распределения электроэнергии;

-   152 объект теплоснабжения;


-   34 объектов водоснабжения;

-   2669 объектов газоснабжения;

-   11 объектов в сфере водоотведения и канализационного хозяйства;

-   65 объекта здравоохранения;

-   385 школы и детских садов;

-   53 профессионально - техническое учебное заведение;

-   49 высших учебных заведений;

-   22 объекта в сфере физической культуры и спорта;

-   50 заведений культуры;

-   95 объекта дорожно-транспортной инфраструктуры.

-   56 объектов промышленного производства;

-   88 торговых предприятий;

-   190 объекта других сфер.


2.  Учет смертности, полученных ранений мирных жителей и военнослужащих в результате боевых действий на территории Донецкой Народной Республики


В апреле 2014 года Украины начала карательную операцию против жителей Донбасса, не смерившихся с новой олигархической властью в Киеве. Карательная операция, которая обратилась в гражданскую войну. Власти Украины упорно отказываются прекращать дорогостоящую и неэффективную военную операцию против жителей юго-востока, вопреки минским соглашениям украинская армия продолжает наносить вред городам Донецкой Народной Республики.

А ведь право на свободу и личную неприкосновенность – одно из фундаментальных и неотчуждаемых личных прав человека, предполагающее обязанность государства гарантировать каждому человеку личную безопасность и свободу, недопущение, пресечение и наказуемость посягательств на его жизнь, здоровье, честь и достоинство, индивидуальную свободу.


Согласно ст. 14 Конституции Донецкой Народной Республики

«Каждый человек имеет право на жизнь»

Жизнь человека бесценна. А за время вооруженного конфликта Вооруженные силы Украины практически ежедневно подвергают опасности жизнь и здоровье жителей Донецкой Народной Республики. Это «на лицо» нарушение права человека на жизнь.

Напомним, что с начала вооруженного конфликта в Донбассе погибло 3944 человек, среди которых 580 женщин и 3367 мужчин, в том числе 71 ребенок в возрасте до 18 лет. И более 6182 человек получили ранения различной степени тяжести.

Отметим, что в том числе сначала 2016 года погибло 6 человек военнослужащих ДНР.

3.  Учет пленных и пропавших без вести военнослужащих и гражданского населения

С начала истории обменов пленных благодаря Уполномоченному Республики по правам человека Дарьи Морозовой состоялось 17 обменов. В результате которых, Киев получил 621 человека, в Донецкую Народную Республику вернулся же 601 соратник.

Однако последующие договоренности о крупных обменах пленными, так и остались договоренностями, не воплотившимися в жизнь. А нежелание украинской стороны проводить обмен пленными по формуле «всех на всех», предусмотренный Минскими соглашениями так и подавно.

Донецкая Народная Республика по-прежнему готова провести обмен пленными по формуле «всех на всех». Ведь в пунктах 5 и 6 Минских соглашений прописана необходимость принятия закона об амнистии и прекращение преследований, а также обеспечить освобождение и обмен всех

заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех», но эти пункты не соблюдаются.

     Украинская сторона утверждает, что закон принят, но он до сих пор не подписан и, соответственно, не вступил в законную силу. Без Закона об амнистии украинская сторона только меняет меру пресечения, то есть  человек при выезде с территории Украины объявляется в розыск, более того, ему не возвращается документ, удостоверяющий личность.

Проблема заключается еще в том, что на территории Республики осталось несколько десятков военнопленных, украинская же сторона удерживает в сотни больше пленных. Точное количество пленных в Украине до сих пор остается неизвестным.

Отталкиваясь от реестра, который ведет Аппарат Уполномоченного по правам человека, на данный момент в местах лишения свободы украинской стороной удерживается около 1302 человек. Среди которых 477 человек военнослужащих, 589 человек находятся в плену просто по политическим убеждениям и 236 гражданского населения, которые не имеют к конфликту никакого отношения.

А   также,   еще   393  человек  числятся   как   без   вести   пропавшими.

Возможно, они так же могут находиться в украинском плену.

За   прошедшую   же    неделю   было   зарегистрировано  2    человека военнослужащих ДНР задержанных украинской стороной.


4.  Учет вынужденных переселенцев

Среди основных прав человека, которые согласно статье 14 Конституции Донецкой Народной Республики неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, самым важным является право на жизнь. Жизнь  человека бесценна. На протяжении всей жизни человек работает, строит свое жилье, семью. Война ворвалась в дома жителей Донбасса, полностью изменив их обычный мирный уклад, спокойную обустроенную жизнь. В один миг тысячам  людей  пришлось  выбрать  для  себя,  либо  остаться  жить  в своих домах, и надеяться, что снаряды украинских силовиков пролетят мимо, либо переехать в менее комфортные условия и при этом точно остаться в живых.

В результате военного конфликта на Донбассе вынужденными переселенцами стали более 8000 мирных жителей. Это люди, у которых разрушено частично либо полностью имущество, а также мирные жители, которые находились в опасных для жизни городах и районах.

С начала военного конфликта вопросами вынужденных переселенцев занимается Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР. Всем обратившимся оказывается помощь не только в расселении, но и питании, гуманитарной помощи в виде продуктов, медикаментов, необходимых вещей.

Уже в этом году в Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР обратился пенсионер, инвалид ВОВ житель г. Донецка 1928г.р. с просьбой об оказании помощи в приобретении теплых вещей, в связи с тяжелым финансовым положением. Ему была оказана гуманитарная помощь в виде необходимой одежды (фото 1).


     С начала 2016 года в Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР по вопросам вынужденных переселенцев обратилось 80 человек, 22-м обратившимся были предоставлены места в пунктах временного размещения по всей территории Республики. В Донецке за отчетный период было размещено 10 человек, в г. Харцызске – 11 человек, в г.Зугрес – 1 человек. При содействии Уполномоченного по правам человека в ДНР открыто 16 ПВР: в г. Донецк – 9, в г. Макеевка – 4, в г.Харцызск – 2, в г.Зугрэс - 1. На сегодняшний день в указанных пунктах временного размещения проживает 1609 чел., в том числе 302 ребенка до 18 лет. Уполномоченный еженедельно проводит мониторинг состояния проживания вынужденных переселенцев. В ПВР предусмотрено все необходимое: спальные места, питание, медицинская помощь. Все вынужденные временные переселенцы обеспечены социальным питанием.

 Всего в Донецкой Народной Республике открыто 84 пункта временного размещения, из них 58 функционируют, 26 остаются резервом. Всего на территории Донецкой Народной Республике зарегистрировано 8837 вынужденных переселенцев, в том числе 2335 детей до 18 лет.


5.  Трудоустройство граждан Донецкой Народной Республики


Право   на   труд   и    вознаграждение  за   него   является   одним   из основополагающих и неотъемлемых прав человека, гарантированных статьей

30 Конституции Донецкой Народной Республики. Столица ДНР является крупным промышленным городом Республики. Сюда в надежде трудоустройства стремятся жители из иных городов региона. Война на Донбассе внесла свои коррективы. Многие жители Республики были лишены рабочих мест по различным причинам: ликвидации предприятий, сокращением рабочих мест, невыплатой заработной платы, и т.д. Стоит отметить, что даже во время активных боевых действий в Республики продолжали      работать      аптеки,      магазины,      коммунальные    службы,


медучреждения, спасательные службы, автозаправки, СТО, строительные бригады и даже небольшая часть промышленной сферы. Людям надо кушать, работать, получать зарплату, покупать еду, лекарства, развлекаться.

Одной из основных задач Донецкой Народной Республики является создание условий для занятости трудоспособного населения, предоставление равных возможностей для граждан в выборе профессии и рода трудовой деятельности, осуществление программ профессионально-технического обучения и подготовки, перепрофилирования работников в соответствии с их интересами и потребностями. Донецким центром профессионально – технического образования Республиканского центра занятости постоянно проводятся бесплатные семинары для населения для получения практических навыков: работы на персональных компьютерах; техники и механизации торговых расчетов (работа на кассовых аппаратах); основ предпринимательской деятельности; ухода за больными и престарелыми. Охвачено обучением c 11.01.2016 - 33 человека.

За период с 1 января по 31 декабря 2015 года в центры занятости Республики поступило 24226 вакансий. За этот период (с 1 января по 31.12.2015) - обратилось 52643 лиц, ищущих работу, выдано 23318 направления на трудоустройство, трудоустроено 14931 человек. По состоянию на 31.12.2015 в актуальных базах 1689 вакансий, на 31.12.2015 - 14722 лиц, ищущих работу, из них принимали участие в работах временного характера 8462 человека.

Новостная лента